Духовно-нравственное воспитание
Православные притчи
БОГАТСТВО, ДРУЖБА И ЛЮБОВЬ
(Старец, Богатство, Дружба, Любовь, Автор)
Автор: Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете.И вот однажды поздним вечером он услышал стук в двери.
Старик спросил:
– Кто там?
За дверью ему ответили:
– Это твоё богатство.
Старец:
– Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья. Не открою! Иди себе мимо!
На следующий день он вновь услышал стук в дверь.
Старец:
– Кто там?
– Это твоя любовь!
Старец:
– Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! Ступай-ка ты мимо!
На третий день к нему снова постучали.
Старец:
– Кто там?
– Это твоя дружба.
(какую концовку вы предложите?)
Старец улыбнулся и открыл дверь:
– Друзьям я всегда рад…
Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство.
Старец: Но ведь я пригласил только дружбу!
Вошедшие ответили ему:
– Ты столько лет прожил на земле, и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!
"ВЕДРО С ЯБЛОКАМИ"
Автор: Купил себе Пахом дом новый, большой, красивый. И сад с фруктовыми деревьями — все хорошо, аккуратно.
Рядом в кривеньком, стареньком домике жил Авдей – завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость сотворит.
Пахом: – Утро какое хорошее, и настроение отличное, добрый день послал нам Бог! И урожай яблок в этом году на славу! Посижу-ка на крылечке, полюбуюсь садом – а там и за работу! (вышел на крыльцо, а там ведро с помоями). Ой, что это? Ведро грязное с помоями?.. Никак добрый мой сосед Авдей поделился со мной тем, что имеет. (продолжите ситуацию)
Вычищу-ка это ведро до блеска (выливает помои и чистит ведро). А теперь …наполню его самыми большими, самыми спелыми и вкусными яблоками и … – отнесу Авдею. (стучит соседу в дверь)
Авдей: (в сторону, к зрителям) – Наконец-то я достал его!!! (Открывает дверь в надежде на скандал)
Пахом (протягивает ему ведро с яблоками): «Кто чем богат, тот тем и делится!»
ЗОЛОТАЯ МОНЕТА
Автор. Юноша. Отец. Мать.
Автор: Жил-был один юноша. Захотелось ему жениться, и обратился он к родителям за благословением.
Отец: - Отлично, сынок. Я благословлю тебя, и ты сможешь жениться, но только если принесёшь мне золотую монету, заработанную собственным трудом.
Юноша (отойдя в сторону): – С таким условием я справлюсь очень легко! Ведь у меня припасена одна золотая монета. Принесу ее завтра отцу.
Автор: На следующий день юноша взял свою монету и принёс отцу. Отец взял её – и бросил в реку.
Юноша: - Ну, отец, теперь то ты меня благословишь на брак?
Отец: - Нет, сынок. Я ведь говорил тебе, что ты должен сам заработать деньги. А эту монету не ты заработал.
Юноша (в сторону): – Интересно, как отец узнал правду? Ведь эти деньги действительно заработал не я … (Подходит к матери)
Матушка, не дашь ли ты мне одну золотую монету? Очень нужно!
Мать: – Коли очень нужно – возьми.
Юноша: – Отец, я принес то, о чем ты просил.
Автор: – И опять отец бросил золото в реку. Юноша ещё больше удивился, но всё-таки спросил:
Юноша: - Почему ты сделал это? Я ведь принёс тебе золотую монету, как ты и просил. Теперь ты благословишь меня?
Отец:– Ты не заработал этих денег.
Автор: – Задумался юноша. Подумал он, что это может повторяться долго, а он так и не получит благословения на свадьбу. И решил он найти работу и самому заработать золотую монету.
Прошло много дней, и юноша смог заработать золотую монету своим собственным трудом. Он отнёс её отцу.
Юноша: – Отец, я принес то, о чем ты просил… (отец берет монету и размахивается, чтобы бросить ее в воду,
(как разворачиваются события дальше?)
юноша бросается к нему, перехватывает руку и говорит в отчаянии:
– Нет, отец, не делай этого! Я много дней гнул свою спину, чтобы заработать эту монету, а ты так запросто хочешь выбросить её в воду!
Отец: - Теперь, сынок, я благословляю тебя на создание семьи. – Теперь-то ты узнал цену деньгам, которые заработаны своим собственным трудом и будешь тратить их разумно.
Автор: Так, юноша женился и никогда не пускал деньги на ветер.
КТО СИЛЬНЕЕ?
Автор: Шли по дороге добро и зло. Навстречу им – два мужика.
Зло: — Давай, испытаем, кто из нас сильнее?
Добро: — Давай! А как?
Зло: — А пусть за нас два этих мужика поборются, я сделаю одного из них сильным, богатым, но злым!
Добро: — Хорошо! А я другого – слабым и бедным, но добрым!
Автор: – Вмиг один человек оказался в богатой одежде, с плетью в руке. А другой – в лохмотьях, да еще и с клюкой…
Богач:— Прочь с дороги! (закричал на него превращенный в богача и огрел беднягу плетью) мне нужно скорее домой – деньги считать. Сделанный бедным вздохнул и молча поплелся следом.
Зло: — Ага! Понятно теперь, кто из нас сильнее?
Добро: — Погоди. У тебя все легко и быстро, но ненадолго. А я, если что делаю, то – навсегда! Смотри, что дальше будет.
Автор: А было вот что. Долго ли, нет, шел бедный, только вдруг видит – лежит под упавшим от ветра деревом богатый и никак подняться не может. Хрипит уже, задыхается…Подошел к нему бедный.
(что было дальше?..)
Бедный: – Несчастье какое! Потерпи, я сейчас помогу! (И откуда только сила взялась! Отбросил он свою клюку, поднатужился, отбросил дерево и – помог несчастному освободиться).
Богатый: – Прости меня! Уж не знаю, как и благодарить тебя за добро. Я тебя – плеткой, а ты мне жизнь спас! Идем ко мне жить. Ты мне теперь вместо брата будешь! Не пропадем! (и обнял его по-братски) Ушли два мужика.
Зло: — Что же это ты, добро? Обещало сделать своего мужичка слабым, а он вон какое тяжелое дерево поднять смог! Коли так – то я победило!??А??
Добро: А я и спорить не стану. Тебе ведь не понять, в чем настоящая сила. А вы, ребята, поняли?
Автор: С тех пор добро и зло если и идут по одной дороге – то только в разные стороны!
МУХА и ПЧЕЛА
Автор: Знаете ли вы, ребята, что если кто имеет добрые мысли, тот все видит добрым? Не верите? Давайте спросим муху: «Уважаемая, есть ли в этих окрестностях цветы?
Муха: «Ж-жж-ж…Цветы? Не знаю, а вот консервных банок и навоза полным-полно. Грязи и вони тоже хватает. И падаль найти можно…Вон за лагерным забором контейнер завален помоями, да и в лесу, где прогуливаются отдыхающие, мусора полно... А у озера отходы да бумажки, да банки-шклянки мимо мусорки всегда летят... Ж-жжж-жжж…»
Теперь давайте спросим пчелу: «Скажите, уважаемая, где в этих окрестностях нечистоты?»
(что отвечала пчела, и какой мудрый вывод каждый должен сделать для себя?)
Пчела: «Ж-жж-ж…Нечистоты? Не видела нигде, зато здесь так много благоуханных цветов! Посмотрите: и у домиков, и на лугу, и в лесу… А липа как расцветает! Красота! Аромат! Божья благодать…Будет мед для всех. Ж-жж-ж…»
Автор: вывод прост: один человек, как муха, отыскивает в людях пороки и недостатки – навоз.Другой же, как пчела, замечает в каждом лишь добродетели и доброе во всем.
Пусть каждый подумает, на кого он больше похож – на муху или пчелу?
ПОДУМАЕМ: на кого мы больше похожи – на МУХУ или ПЧЕЛУ?
ОБЕД ДЛЯ БЕЗДОМНОГО
Варя. Анастасия, ты куда ходила?
Настя. Да вот мусор выносила.
Варя. А почему такая задумчивая? Что-то случилась?
Настя. (Садится рядом). Только что видела дедушку грязного, оборванного.
Он в мусорке роется. Жалко его.
Варя. Да жалко. Наверное, он голодный. Чем же ему помочь?
Я придумала!.. А давай соберём ему обед!
Настя. Давай! Только быстро, а то он уйдёт.
Начинают готовить бутерброды.
Варя. (Складывает в кулёк). Итак, что у нас есть?
Вот помидор, правда, немножко подгнивший.
Настя. Ну и что? У этого деда и такого нет. (Продолжает) А вот орехи…
Варя. Ну, грязные-то орехи кладешь вместе с маслом.
Настя. Ты думаешь, у этого бездомного руки чище, чем эти орехи?
Он же в мусорке роется!
Варя. Радость какая, у нас даже банан есть! Только он чернеть начал.
Настя. Ничего-ничего клади: главное, было бы чего ему покушать.
Варя. Вот ещё мандарины нашлись. Ой, кажется, здесь плесень…
Настя. Хватит рассматривать. Идти надо, а то он уйдёт. На, положи яички.
Варя. Так они уже, наверное, месяц в холодильнике лежат.
Настя. Ну и что? Пусть спасибо скажет, что помогли.
Вот бутерброд успела приготовить.
Выбегает на улицу. Через минуту возвращается с кульком в руках, расстроенная.
(что же произошло и чем окончилась история?)
Варя. (Смотрит на кулёк). Что не взял?
Настя. Не успела. Он уже ушёл… Ну, и куда теперь денем всё это?
Варя. Не переживай, сами съедим.
Настя. (Открывает кулёк). Да… Всё смешалось, масло размазалось, банан помялся, помидор вытек. Слушай, да это же невозможно кушать.
Варя. Знаешь, что я сегодня прочитала в Библии (читает): «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31).
Настя. А причём здесь это?
Варя. А притом, что если бы мы делали обед для бездомного, как для себя, то его не пришлось бы выбрасывать.
ПРИТЧА О ПОГОРЕЛЬЦАХ
Автор: Жили-были две бедные вдовы. Одна из них была жадная, а другая – добрая. Если кто, бывало, попросит: «Дай водички попить», добрая ему еще молочка и хлебушка вынесет и скажет: «Мир тебе, добрый человек. Покушай ради Христа и помолись обо мне». А жадная вдова и воды-то нальет полкружечки да еще и поворчит: «Ходят, ходят тут, воды выпрашивают. Так скоро всю воду из колодца выпьют».
Так они и жили в своих избушках, каждая по-своему, пока однажды на пороге дома жадной вдовы не появился странник:
Странник: – Я, матушка, собираю вещи для погорельцев. Не подашь ли чего ради Христа?
Жадная вдова:– Старые вещи, говоришь? Нет у меня старых вещей!
Странник: – Так, может, новые пожертвуешь?
Жадная вдова:– Ишь ты, новые ему подавай! Нового я отродясь не имела.
Странник: – Что ж ты, матушка, так ничего и не уделишь погорельцам?
Жадная вдова: – На вот тебе галошу и проваливай!
Автор: Странник вздохнул и пошел к дому доброй вдовы.
Странник: – Я, матушка, собираю старые вещи для погорельцев. Не подашь ли чего ради Христа?
Добрая вдова:– Как не подать! (выносит мешок с вещами).
– Вот тебе тулупчик, и валенки, и кастрюльки…и подушка…
Странник: – Сама-то, матушка, с чем останешься?
Добрая вдова:– Я, миленький мой, с Богом останусь, а бедным погорельцам надо помочь, у них ведь все добро пропало.
Автор: Отдала добрая вдова все, что у нее в доме, оставила только образ Божьей Матери. Но только странник ушел, грянул гром, засверкали молнии и ударили в домики обеих старушек. Домики сразу загорелись, и вдовы едва успели сами выскочить в чем были, а добрая вдова успела и образ Богородицы спасти. Тут и странник появляется.
(окончите быль)
Странник: – Вот, матушки, как получилось! Не зря я просил у вас подать на погорельцев. Прими, добрая сестра, свое добро, – говорит он доброй вдове и отдает ее мешок со всеми ее сохранившимися вещами.
САМОЕ ДОРОГОЕ
Автор: Посватался судья за дочь бедного мужика, но поставил условие: если она вмешается в его судейские дела, то уйдет из его дома. Поженились они и стали счастливо жить, так жена очень любила своего мужа, несмотря на его тяжелый характер. Но вот однажды пришли к судье два мужика и попросили их рассудить.
1-й мужик: – Рассуди, господин судья! Моя кобыла родила жеребенка, а сосед хочет забрать его.
2-й мужик: – Это мой жеребец принес жеребенка! И он принадлежит мне! Судья: Нужно подумать…
Автор: Второй мужик был побогаче и дал судье взятку, и вопрос был решен в его пользу.
Судья:…Жеребенок принадлежит хозяину жеребца! Так решил наш справедливый суд…
Жена: – Что же делать? Я всё слышала и видела, я не могу молчать! Нужно помочь бедному мужику! (зовет 1-го мужика). Мил человек! Подойди, дам тебе совет! (шепчет ему на ухо, он ей кланяется…)
(Что было дальше? Как восторжествовала справедливость?)
Автор: – И дала она тогда бедному мужику совет. На следующий день, когда судья с друзьями пошел гулять, он у них на виду стал решетом носить в кадушку воду. Судья с друзьями стали смеяться. А мужик и говорит:
1-й мужик: – Если жеребец может родить жеребенка, то и воду решетом можно перенести.
Судья: – Это в мой огород камень! Вот стыд какой!.. Эй, мужик, кто тебе такой мудрый совет дал?
1-й мужик: – Ваша разумная супруга, господин судья.
Автор: Рассердился судья, что жена не выполнила договоренность, и стал ее из дома гнать. Но перед уходом разрешил взять из дома самое для нее дорогое.
Она согласилась, но попросила его последний раз с ней поужинать. Накрыла на стол, стала угощать мужа, насыпала в вино сонного порошка. Когда он уснул, приказала слугам отнести судью прямо на кровать к себе домой. Вскоре он проснулся и увидел жену.
Судья: – Где я?..
Жена: – У меня! Ты же сам сказал, чтобы я вынесла из дома самую дорогую вещь. Дороже тебя у меня никого и ничего нет.
Судья: – Прости меня, родная жёнушка, мало ценил я тебя, возвращайся и будем жить в мире, любви и справедливости к людям.
Терпение и любовь все побеждают!!!
ТРИ СИТА
(Автор, мудрец, один человек)
Автор: Один человек спросил у мудреца:
Один человек: Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
Мудрец: Подожди, просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
Один человек: Через три сита?
Мудрец: Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала – через сито правды. Скажи, ты уверен, что то, что ты хочешь сказать мне о моем друге, правда?
Один человек: Нет, я просто слышал это.
Мудрец: Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее?
Один человек: Нет, напротив, это неприятное известие, вряд ли ты обрадуешься.
Мудрец: Значит, ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Тогда попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
Один человек: Нет, в этом нет необходимости.
Мудрец: Итак, – заключил мудрец, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?
Один человек развел руками: Три сита!...Ты прав, мудрец! Прежде, чем что-то сказать – нужно хорошо подумать.
Автор: Добавим к этой притче свои мудрые высказывания:
- Не говори о ком-то плохо…
- Не верь злому слову
- Лучше мирить людей, чем ссорить и т.д.
"ХОРОШЕЕ" В.А. Осеева
Юрик: – Какое солнце, какой день хороший! Так и хочется сделать самому что-нибудь хорошее, значительное сделать. А вот если бы, к примеру, моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!
Сестрёнка:- Братик, Юра, погуляй со мной!
Юрик: - Уходи, не мешай думать! (пауза) Вот если б на нашу няню волки напали, а я бы их застрелил!
Няня: - Юрочка, помоги мне, убери посуду.
Юрик: - Убери сама - некогда мне!
Покачала головой няня.
Юрик: Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!
А Трезорка тут как тут: "Дай мне попить, Юра!"
Юрик: - Пошёл вон! Не мешай думать!
Поджал пес хвост и жалобно заскулил…А тут и мама зашла.
Юрик: - Мама, что бы мне такое хорошее сделать?
(продолжите: какой совет дала мама?»
Погладила мама Юру по голове:
Мама:- Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
Юрик: (разводит руками) –Да…Всё так просто. Оказывается, ничего придумывать не нужно… Хочешь творить добро – помогай ближним.
Добрым быть – это маме помочь
И обиду свою превозмочь.
Друг грустит – ты словом согрей.
Если ближний замерз – обогрей.
Если голоден он – накорми,
Если жаждет он – напои.
Если он скорбит – утешай,
Заболеет он – навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того чтобы всех ты любил.
ЦВЕТЫ
Автор: Великий король хотел выбрать наследника из своих троих сыновей. Все они были близнецами, разумными и храбрыми, и выбрать было сложно. Он посоветовался с мудрецом, и тот дал ему идею.
Король: «Сыновья мои драгоценные, время мне определить, кто из вас будет моим наследником. А потому хочу дать вам задание. Вот каждому из вас пакет цветочных семян. Я отправляюсь в многолетнее паломничество. А вы оставайтесь, хозяйствуйте. Кто лучше сохранит за время моего отсутствия семена, тот и станет моим наследником».
(поклонились ему сыновья)
Первый сын: – Что тут долго думать! Положу-ка я семена в железный сейф, пусть себе хранятся.
Второй сын: – «Если положить их в сейф, они умрут. Пойду-ка я в магазин, продам их, а когда отец вернется – куплю такие же».
(что решил третий сын и как разворачивались события дальше?)
Третий сын: «Место семенам – в саду. Высыплю я их везде, где есть для них место!» (он пошел в сад и высыпал семена в землю)
Автор: Через два года отец вернулся. Первый сын достал из сейфа мертвые, закисшие семена, и протянул отцу.
Первый сын:– «Вот, отец, твои семена».
Отец: –«Это не мои семена. Мои были способны расцвести, а эти умерли и никогда не зацветут».
Второй сын: – «Вот, отец, я сохранил твои семена, они не умерли и способны взойти».
Отец: – «Это не мои семена. Я разводил редкий сорт».
Третий сын: – «Пойдем, отец в сад! Посмотри, в нем тысячи разных цветов. Это проросли те семена, которые ты мне дал. Как только они созреют, я соберу их и верну тебе».
Отец: – «Вот мой наследник!»
Автор: Любовь подобна цветам. Цветы нельзя запасти или накопить. Если она зацвела в тебе, то ее нужно отдавать. Чем больше ты ее отдаешь, тем больше она растет.
Что легче? Притча о правде и лжи для детей.
Автор притчи Монах Варнава (Евгений Санин).
Автор: Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся: родители заругают и накажут!
1-й: Попадет нам дома!
2-й: Эх, соврать или правду сказать? Может, историю какую придумать?
1-й: Я скажу, будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
2-й: Я скажу, что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
3-й: А я правду скажу. Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Автор: Вот разошлись они все по домам.
1-й: Мама, на нас чуть волк не напал! Уж мы по лесу от него бегали, бегали…
Мать: Ой, страх-то какой…
(тут мимо случайно проходил лесник)
- Нет в этих местах волков и отродясь не было!
Мать: Вот и получишь сейчас от отца за то, что поздно пришел, а за ложь - вдвое.
2-й: Папа, мама, я деда нашего встретил, потому и запоздал. Так хорошо мы с ним поговорили…
(а дед тут как тут - в гости идёт)
Дед: Ну-ка, ну-ка, внучок, не меня ли ты встретил? Или у тебя еще здесь дед есть? Что за чудеса рассказываешь?
2-й: (испуганно) Ой, дед! Ну, я попался!
Отец: Давно не пробовал, видать, сынок свежей розги? А за вранье вдвое полагается!
(Как поступил, по-вашему, 3-й мальчик? Что ответили родители? Сделайте вывод).
3-й: Папа, мама, простите меня! Загулялся я и о времени позабыл!
Мама: Сынок, мы же волновались!
Отец: Впредь смотри у меня, не поступай так больше, а что сознался – хорошо!
ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ
ЧЕЛОВЕК И МУДРЕЦ
Человек: — Все говорят, что я не умею держать язык за зубами, даже называют кляузником. Честно говоря, я много злых слов говорил в своей жизни. Как бы мне теперь исправить все необдуманные слова?
Мудрец :— Возьми перьевую перину, поднимись на самую высокую крышу и развей перья по ветру. После возвращайся ко мне, я буду ждать тебя.
Автор: – Человек мигом сделал все, что велел старец. Довольный, он прибежал обратно к мудрецу.
Человек: — Ну что, теперь я все исправил?
(Что ответил мудрец, какой хороший урок преподал Человеку и нам всем?)
Мудрец:— Нет, это была лишь часть задания. А теперь иди и собери все перья до одного.
Человек: Но это… невозможно! Да…это хороший урок для меня на будущее.
ИГРЫ
Игра «Ехал Грека»
Цель: развитие двигательной активности, ловкости, внимания и речи.
По считалочке (например: Стакан, лимон, Выйди вон) выбираем водящего он вместе со всеми становиться вокруг стула или небольшого стола и начинает говорить скороговорку:" Ехал Грека через реку видит Грека в реке рак сунул Грека руку в реку рак за руку Греку цап". В ритме скороговорки все бьют одной рукой по столу в конце водящий должен ударить кого-нибудь по руке. В эту игру можно играть и вдвоем.
Игра «Краски»
Цель: развитие речи ребенка, внимания, памяти и закрепление знания цветов.
Выбираются "хозяин" и два "покупателя". Все остальные-"краски". Каждая"краска" придумывает себе цвет и тихонько называет его "хозяину". Когда все цветы названы, он приглашает одного из "покупателей". Тот стучит:
-Тук, тук.
-Кто там?
-Покупатель.
-Зачем пришел?
-За краской.
-За какой?
-За голубой.
Если голубой краски нет (хозяин говорит: Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки. Поноси, поноси да назад принеси)
Если покупатель угадал цвет, то забирает краску себе.
Идет второй покупатель разговор с хозяином повторяется так покупатели подходят по очереди, разбирая краски. Выигрывает тот, кто набрал больше красок.
Игра «Ручеек»
Цель: продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими играми; содействовать развитию внимания, инициативы, смелости, дисциплины; воспитывать умение действовать в коллективе.
Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно - чем больше участников, тем веселее игра.
Игра «Чехарда»
Цель: совершенствовать умения детей перепрыгивать через препятствия; содействовать развитию настойчивости в преодолении трудностей; способствовать укреплению связочно-мышечного аппарата.
Встаньте друг за другом с промежутками до пяти шагов. Голову пригните и сами присядьте, опираясь на согнутую в колене ногу. Последний разгибается и по очереди перепрыгивает через каждого стоящего впереди, опираясь руками о его спину. Играющие постепенно выпрямляются, увеличивая высоту прыжка. Каждый перепрыгнувший становится впереди. Кому прыжок не удастся, выбывает из игры.
Игра «Солнце»
Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.
Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.
Гори солнце ярче, - Дети ходят
Лето будет жарче. - по кругу.
Я зима теплее, - Идут в центр.
А весна милее - Из центра обратно.
А зима теплее, - В центр.
А весна милее. - Обратно.
После слов «солнце» (ловишка) ловит детей.
Игра «Зайка»
Цель: закрепить умение выразительно передавать игровой образ, легко прыгать на 2-х ногах, легко, стремительно бегать.
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть Стоят, хлопают в ладоши
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп – 2 раза
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо Зайке поскакать Прыгают на двух ногах
Скок, скок, скок, скок
Надо Зайке поскакать.
Взрослый: Зайку кто-то испугал. Дети убегают на места.
Игра - драматизация «Человек и животные»
Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.
Животные и птицы пришли к человеку и сказали:
- Дай нам работу
- А что вы умеете делать?
Лошадь сказала: «Я буду возить грузы»
Овца сказала: «Я буду давать шерсть»
Собака – охранять дом
Курицы – нести яйца
Петушок – рано утром всех будить.
Игра «Король»
Цель: соотносить выразительное движение и производное слово, обозначающее профессию.
Кто-то из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят:
— Здравствуй, Король!
— Здравствуйте! — отвечает он.
— Нужны вам работники?
— Нужны.
— Какие?
Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швеи, повара, прачки и т. д.). Король должен назвать работу каждого, и если сразу назовет все верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их, и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работ. Но если Король назовет изображаемую работу неверно, то называет ее во второй, в третий раз и т. д., пока наконец не угадает. Ловить работников Король может только тогда, когда они еще не добежали до назначенного места, и если не поймает никого, то опять остается Королем на следующую игру. Большой интерес игры заключается в том, чтобы выбрать такую работу, которую трудно было бы угадать, а через это заставить Короля подольше исполнять свою роль.
БЕСЕДЫ
БЕСЕДЫ
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
- Ребята, давайте поговорим с вами о самом близком человеке. Вы можете назвать его? (это мама).
- Конечно, это мама! А как зовут ваших мам? (дети называют).
Мне мама приносит игрушки и конфеты
Но маму люблю совсем не за это.
Веселые песни она напевает
Нам скучно вдвоем никогда не бывает.
Я ей доверяю свои секреты,
Но маму люблю не только за это.
Люблю свою маму скажу я вам прямо:
Ну просто за то, что она моя МАМА!
- Ребята, у ваших мам не только разные имена, но и разная внешность. Как вы узнаете вашу маму?
- На какой цветок похожа ваша мама? (ответы детей)
- Что она любит делать? (ответы детей)
- Чему она вас научила? (ответы детей)
- Что она дарит вам на праздники и дни рождения? (ответы детей)
- А как вы мамам помогаете? (ответы детей)
- Конечно же, у вас самые хорошие, замечательные мамы. А хотите сделать для мам подарок? Вот посмотрите, какой волшебный сундучок. Давайте подберем для своей мамы самые нежные, самые ласковые слова и сложим их в свой сундучок. (мама ласковая, красивая, добрая, веселая, умная, нежная, любимая)
- Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали в сундучок для мамы.
- А кто знает поговорки, пословицы о маме? («При солнышке тепло, при матушке добро», «Куда матушка, туда и дитятко», «Мать кормит детей, как земля людей»)
- Молодцы, ребята! Давайте закроем наш сундучок, чтобы наши подарки не растерялись и не забылись.
«Расскажи о своей маме»
Педагог предлагает детям послушать рассказ о семье Павлика ( по рассказу М. Зощенко «Показательный ребёнок»).
Жил – был маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик. Утром папа и мама уходили на работу. Павлик оставался дома с бабушкой. Когда мальчик подрос, стал ходить в детский садик. Утром туда Павлика отводят мама или папа, а вечером забирает бабушка. Когда Павлик приходит домой, он играет с кошкой Бубенчиком, учит её ходить на задних лапах. Потом все приходят домой и собираются за столом. Мама и папа спрашивают, что у Павлика было интересного в садике и рассказывают о своей работе. Бубенчик тут как тут, ждёт, что ему тоже что – нибудь дадут.
Ориентируясь на этот рассказ, дети (с помощью педагога) рассказывают о своих семьях.
В процессе беседы можно задать детям следующие вопросы:
- Куда каждый из вас приходит с прогулки (из гостей, из детского сада)?
- Кто каждое утро будит вас, помогает собраться в детский сад?
- Кто ухаживает за вами, когда вы болеете?
- Кто поздравляет вас с днём рождения, дарит подарки?
- Кто покупает вам все необходимое? А что вам необходимо?
Педагог подводит детей к разговору о маме, о том, что мама самый дорогой и близкий человек. Педагог рассказывает о том, что о маме написано много стихотворений, существует немало пословиц и поговорок.
С помощью педагога дети объясняют пословицу «при солнышке тепло, при матери добро».
- А как вы обращаетесь к маме, когда хотите выразить свою любовь к ней?
Педагог просит детей подумать и сказать, за что они любят своих мам.
- За то, что она покупает игрушки?
- За то, что она вкусно кормит?
- За что же? (Когда мне больно мама жалеет, лечит меня. Когда мне весело, мы вместе с мамой смеемся, если мне грустно, то мама развеселит. Мы с мамой вместе играем, гуляем.
- Молодцы, ребята! У всех мамы самые лучшие!
СКАЗКИ о материнской любви
СКАЗКИ
о материнской любви
НАНАЙСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
«Айога»
В роду Самаров жил один нанаец - Ла. Была у него дочка - Айога. Красивая девочка. Все её очень любили...
Айога загордилась. Стала рассматривать своё лицо. И понравилась сама себе. Смотрит, не может оторваться. Глядит не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде любуется. Совсем стала Айога ленивая. Всё любуется собой.
Вот однажды говорит ей мать:
- Пойди принеси воды, Айога!
Дочка отвечает:
- Я в воду упаду.
- А ты за куст держись, - говорит ей мать.
- Куст оборвётся! - отвечает Айога.
- А ты за крепкий куст возьмись.
- Руки поцарапаю...
Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
- Я схожу за водой, мать.
Пошла и принесла воды.
Замесила мать тесто. Сделала лепёшки. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит:
- Дай мне лепёшку, мать!
- Горячая она. Руки обожжёшь, - отвечает мать.
- Я рукавицы надену, - говорит Айога.
- Рукавицы мокрые.
- Я их на солнце высушу.
- Покоробятся они, - отвечает мать.
- Я их мялкой разомну.
- Руки заболят, - отвечает мать. - Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.
Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла за дверь, на реку. Смотрит на своё отражение в воде.
А соседская девочка жуёт лепёшку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у неё вытянулась - длинная стала. Говорит девочка Айоге:
- Возьми лепёшку. Мне не жалко!
Совсем разозлилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости - так замахала, что руки у неё в крылья превратились.
- Не надо мне ничего-го-го! - кричит.
Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит:
- Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!..
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.
Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит.
- Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!
НЕНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
«Кукушка»
Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери.
Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.
От жизни такой, от работы тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:
- Детки, воды мне дайте... Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Старший говорит: - Я без пимов.
Другой говорит: - Я без шапки.
Третий говорит: Я без одёжи.
А четвёртый и совсем не отвечает.
Сказала тогда мать: - Близко от нас река, и без одёжи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!..
Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали.
Наконец захотел старший есть - заглянул в чум. Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли.
Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
Закричал старший сын: - Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!
Тут побежали дети за матерью, кричат ей: - Мама, мы тебе водички принесли!
Отвечает им мать: - Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я...
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой ей протягивают.
Меньшой сынок кричит: - Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!
Отвечает мать издали: - Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я...
Так бежали за матерью дети много дней и ночей - по камням, по болотам, по кочкам.
Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.
КОРЕЙСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
«Материнская любовь»
Давным-давно в деревне, неподалёку от города Кэсона, жила бедная крестьянская семья. Муж работал на поле у богатого соседа, а жена пекла на продажу рисовые хлебцы. Так и жили они, сводя кое-как концы с концами.
И был у них сын Хан Сек Бон, которого они любили больше жизни. Дружно жила семья бедняка, пока не нагрянула на них непоправимая беда: отец тяжело заболел и умер. Умирая же, сказал он своей жене:
— Пусть наш сын будет учёным, и тогда все его станут уважать.
И жена пообещала мужу выполнить его последнее желание.
Когда Хан Сек Бону исполнилось семь лет, мать сказала:
— Пора выполнить волю отца. Десять лет предстоит тебе провести в учении. Ты познаешь за это время тысячу иероглифов, выучишь лучшие стихи, научишься медицине и прочтёшь книги философов. После этого ты сможешь выдержать экзамен в Сеуле и станешь учёным, как хотел отец.
Хан Сек Бон ушёл учиться в Кэсон, и мать осталась одна в своём маленьком домике. Никто в деревне лучше неё не пёк рисовых хлебцев. Они были и вкусны, и красивы, всегда одинаковые, ровные, пышные. И поэтому все соседи покупали хлебцы только у неё.
Не было такого вечера, чтобы мать не думала о своём мальчике. Она скучала без него, горевала и плакала. По ночам мать высчитывала, сколько лет, месяцев и дней пройдёт, прежде чем она увидит дорогого сына.
Но дней до встречи оставалось ещё много.
И вот как-то вечером мать услышала близ чиби чьи-то шаги. Она открыла дверь и узнала своего сына.
Мать видела, что Хан Сек Бон измучен дальней дорогой, ей хотелось броситься к мальчику, прижать его к своей груди.
Но она не сделала этого. Она даже не улыбнулась своему сыну, только спросила:
— Почему ты вернулся раньше времени? Разве ты уже постиг все науки и можешь держать экзамен?
Хан Сек Бон не ожидал такого сурового приёма от матери. Он заплакал и сказал:
— Я очень устал. Много десятков ли прошёл я пешком и не ел со вчерашнего утра. Накормите меня, а утром я всё вам расскажу.
Ах, как хотелось матери обнять своего сына, поцеловать его, накормить лучшим, что было в доме, и уложить на циновку! Но она ничего этого не сделала, а спросила снова:
— Разве ты уже постиг все науки, которые должен был познать за десять лет?
Сын ответил:
— Я изучил все науки, которые полагается пройти за десять лет, и потому вернулся к вам раньше времени.
— Тогда возьми кисточку, тушь, бумагу и напиши первые десять иероглифов, — сказала мать.
Когда сын вынул из мешочка, что висел у него на поясе, тушь и кисточку, мать задула огонёк светильника и сказала:
— Ты будешь рисовать в темноте иероглифы, а я — печь хлебцы.
Через некоторое время мать воскликнула:
— Хлебцы готовы!
И с этими словами она вновь зажгла светильник. Хан Сек Бон показал матери свою работу. В темноте иероглифы вышли некрасивые, неровные, и в нескольких местах были даже кляксы.
Тогда мать сказала:
— Посмотри на мои хлебцы.
Хан Сек Бон посмотрел на хлебцы. Они были ровные, красивые, одинаковые, аккуратные, точно мать пекла их при ярком свете.
А мать положила на плечо сына руку и промолвила:
— Возвращайся в Кэсон и приходи домой, когда минует срок и ты будешь знать в совершенстве всё, что полагается тебе знать.
Взмолился Хан Сек Бон:
— О, позвольте мне остаться хотя бы до утра! Я шёл к вам не останавливаясь много дней и ночей, и нет у меня силы снова идти в такой далёкий путь.
— Нет у тебя времени для отдыха, — ответила сурово мать. — Вот тебе на дорогу хлебцы — и прощай!
Пошёл Хан Сек Бон в темноте по горным тропам. Тяжела была дорога в древний город Кэсон. Не раз преграждали ему путь горные потоки и завывали поблизости дикие звери.
Хан Сек Бон шёл и горько плакал. Ему казалось, что мать несправедлива и жестока к нему, что она разлюбила его за те годы, что прожил он в Кэсоне.
Утром он развязал платок, в котором лежали хлебцы, и снова увидел, что хлебцы, испечённые в темноте, были прекрасны — один к одному, один к одному!
И тогда Хан Сек Бон впервые подумал: «Мать смогла в темноте выполнить хорошо свою работу, а я не смог. Значит, она делает своё дело лучше, чем я!».
Подумав так, Хан Сек Бон поспешил в Кэсон.
Прошло ещё пять лет — и вновь мать услышала вечером шаги у своего домика. Она открыла дверь и снова увидела сына.
Хан Сек Бон протянул к матери руки, но мать сказала:
— Все ли науки ты постиг, что пришёл домой?
— Все, — ответил сын.
И, вынув из мешочка бумагу, тушь и кисточку, он задул светильник.
Через десять минут Хан Сек Бон сказал:
— Можете зажечь светильник!..
Мать осветила комнату и подошла к сыну. Перед ней лежал лист бумаги, заполненный иероглифами. Иероглифы были все чёткие, ровные, красивые, один к одному, один к одному!
И тогда мать воскликнула:
— Как я ждала тебя! Как я соскучилась! Дай мне насмотреться на тебя, дай мне прижать тебя к своей груди!
…Прошли годы, и Хан Сек Бон стал знаменитым учёным. Когда же ученики спрашивали его, как он стал таким учёным, Хан Сек Бон отвечал:
— Материнская любовь научила меня не щадить себя, делать всё хорошо и честно. А кто делает всё хорошо и честно, тот может стать всем, кем захочет.
ПРАВОСЛАВНЫЕ ПЕСЕНКИ
ПРАВОСЛАВНЫЕ ПЕСЕНКИ
ВЕРБОЧКИ Мальчики да девочки КОЛЫБЕЛЬНАЯ На кроватке из соломы Спит Иисус-малыш. В мягких ясельках в хлеву Ты, Иисус, лежишь.
С малышом Мария-мама Рядышком сидит. Тихо песню напевает: Спи, малышка, спи.
Спит ослёнок, спит ягнёнок, Наигравшись днём. Спи, мой маленький ребёнок, Дитятко моё.
Над Землёй звезда восходит, Озарив восток. На кроватке из соломы Спит Предвечный Бог. |
СТИХИ О ПРАВОСЛАНОЙ ВЕРЕ
Кудрявый ежик Жил на свете славный ежик - Тихий топот шустрых ножек, Только, как он ни пригож, На других он не похож. Все ежи сердиты, колки, На боках растут иголки, А у нашего бедняжки - Только нежные кудряшки. Все ежи пыхтеть умеют, Тронуть их никто не смеет, Этот не умел пыхтеть - Только песенки мог петь. Потому по мхам и кочкам, И березовым лесочкам Место вы нашли б едва ли, Где б его не обижали. От обиды и от грусти Ежик спрятался под кустик, Побледнел и похудел, Песен радостных не пел. Выглянуть боялся он, Тихо плакал под кустом. Среди тех густых лесов Тихо шел Иисус Христос, Рядом проходя с кустом Ежика увидел Он: -"Что случилось, ежик бедный, Отчего такой ты бледный, Не играешь, не шумишь, Только плачешь и дрожишь?" -"Потому что я не колкий, Не растут мои иголки, За обиду не могу Сдачи дать я никому. Все меня лишь обижают, И никто не утешает, Всех стесняюсь, всех боюсь, Оттого я в тень и жмусь". Тут Спаситель улыбнулся И рукою потянулся - Ежика за лапку взял, Очень ласково сказал: "Я тебя люблю такого - Шелковистого, смешного, И вдвоем Моим путем Мы теперь с тобой пойдем. Я Своей святой любовью, На кресте пролитой кровью Исцелю тебя от ран И Свою защиту дам. Хорошо, что ты не колкий, Не нужны тебе иголки, Ты учись любить, прощать, И сердечко защищать Не иголками, не злобой, А любовью светлой Бога. Сочиним с тобою вместе Много мы чудесных песен, Будем детям возвещать Про Господню благодать. Путь открыт! Пойдем со Мною, Светлой утренней зарею Будем славить мы Отца, Всемогущего Творца!" Ежик взял и отряхнулся, И Иисусу улыбнулся, По Господнему пути Очень он хотел идти. И идя, он пел дорогой Песни про Святого Бога, Чтоб по всей земле плыла Богу Дивному хвала. |
Мост - Чьи-то маленькие ножки Постучали по дорожке, Кто же вдруг пришел к нам в гости В этот ранний час? - Это милая овечка, Шерстка в шелковых колечках. Что расскажешь нам, овечка, Чем порадуешь ты нас? - Я пришла к вам с вестью доброй, С вестью радостной и бодрой, И сейчас я по порядку Все вам расскажу. Раз зашла я в лес огромный, Страшный, сумрачный и темный, Вдруг тропинку потеряла И не нахожу. В зарослях крапивы жгучей, И в терновнике колючем Я бродила, я плутала В мрачной тишине. Сердце плакало и билось: "Вот совсем ты заблудилась, И никто на целом свете Уж не вспомнит о тебе!" Тут мои ослабли ножки, Я упала на дорожке, Думая, что без сомненья Мой конец настал. Вдруг шаги я рядом слышу, Что ночных туманов тише, И спокойный, добрый голос Вдруг меня позвал: "Здравствуй, милая овечка, Шерстка в шелковых колечках! Я искал тебя по свету Отдал много сил. Исходил Я все дороги, И Свои изранил ноги, Чтоб спасти, тебя, малышка, Кровь Свою пролил. За тебя Я принял муки". И Свои святые руки Протянул ко мне Он тихо, Поднял над землей. Улыбнулся, обнял нежно, И в любви Своей безбрежной Он сказал: "Пойдем со Мною В дом небесный Мой". Шли мы тихо под луною, Он беседовал со мною, И Его спокойный голос Боль унял и страх. Большой град сверкнул зарею... Только пропасть меж землею И прекрасным, святым домом Бога в небесах. Стала я тогда боятся, Что придется нам расстаться, Потому, что через пропасть Нету мне пути. Он сказал мне: "Не пугайся И во всем Мне доверяйся". Поднял Он меня на руки И помог пройти. Там же, где ступали смело Через пропасть в дымке белой, В кровь израненные ноги - Вдруг воздвигся мост. - Кто же чудный твой Спаситель, Твой прекрасный Избавитель, Как зовут Его - скажи нам? - Он - Господь, Иисус Христос! Он велел идти мне к детям И поведать всем на свете, Что открыта всем дорога В светлый Божий дом. Хочет Он, чтоб не встречали Вы ни горя, ни печали, И для этого Господь наш Стал для вас мостом. Приходите поскорее! Он Своим теплом согреет И Своей любовью нежной Детские сердца. Он вас ждет! К Нему спешите, Безбоязненно входите В светлый дом Христа Иисуса И Его Отца |
Православные праздники
Православные праздники
РОЖДЕСТВО И СВЯТКИ
Рождество-7 января Святки- с 7 по 19 января
Рождественской недели
Скрипучие шаги.
Нецелевые цели
Под вектором ноги.
Рождественских морозов
Вполне раешный стиль
И воздух - бело-розов
И сладок, Как ваниль....
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – один из самых главных христианских праздников. В нашу жизнь Рождество «вернулось» совсем недавно. В недалеком прошлом о нем не принято даже было упоминать, зато сейчас это один из немногих государственных праздников.
– Ребята, что вы знаете о Рождестве?
Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями: колядки, ряжение.
В гости на Рождество принято звать самых близких людей, но это не значит, что не могут собраться друзья и знакомые. Важно, чтобы всем было хорошо в этот праздник, и никто не должен скучать в одиночестве.
В этот праздник принято колядовать.
– Вы можете сказать, что такое колядки?
Колядки - это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало кто знает сейчас эти песни. Но почему бы в весёлой, шутливой форме не поздравить хотя бы соседей? А те за поздравления и шутки - прибаутки угостят печеньем, пряниками, конфетами. В старину колядовщики пели: «Ты нас будешь дарить - мы будем корить! Коляда, коляда! Подавай пирога!».
Ой, да каждой зимушкой
Мы с подружкой Зинушкой,
Шутками заряжены,
Всюду ходим ряжены...
Всласть поем- стараемся,
А не повторяемся:
Все наши колядочки
Собраны в тетрадочке.
ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА
7 дней, за 8 недель до Пасхи Февраль - март
Начинаем проводы зимы -
И согласно праздничной программе
До ворот проводим зиму мы.
А весна уже не за горами.
МАСЛЕНИЦА – самый веселый, шумный народный праздник. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, но узнать о них будет интересно многим. Ведь Масленица - это не только блины, которые бывали в прежние времена и дома, и в гостях, и в
трактире, и прямо на улице. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции.
Понедельник – «встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай.
Вторник – «заигрыш», в это день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.
Среда – «лакомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи - все на стол мечи!» на первом месте в ряду угощений, конечно, блины.
Четверг – «разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» ( по часовой стрелке вокруг деревни). Главное мужское дело в этот день - оборона снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.
Пятница - «тещины вечера», в этот день зять едет «к теще на блины», а теща зятя привечает, угощает.
Суббота – «золовкины посиделки». Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощение - бесчисленные блины.
Воскресенье – «прощеный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.
Зиму принято изображать в виде соломенного чучела, обряженного в женское платье. В начале Сырной недели чучело с комической торжественностью встречают, а в последний день с шумом, смехом, плачем и шутками сжигают на огромном костре.
ПАСХА
(Март – Апрель)
Православные христиане называют этот день «праздником праздников и торжеством торжеств». Это самый главный день православного церковного года. В этот день отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник.
Надо сказать, что Пасху празднуют не только православные христиане, но и представители других «ветвей» христианства. Подобные праздники есть и в других религиях. Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она - начало весны, пробуждение природы.
Празднование Пасхи – многовековая традиция, поэтому мы просто расскажем о том, как на Руси издавна принято встречать Светлое Христово Воскресение.
У этого праздника всегда была и «развлекательная» сторона, правда, несколько приглушенная. Какие же развлечения приняты на Пасху? Устраивались всевозможные игры с пасхальными яйцами, хороводы, катание на качелях.
На Пасху принято было «христосоваться» – поздравлять друг друга с праздником, при этом родным и близким дарили крашеные яйца – символ жизни.
Духовно-нравственное воспитание
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В.А.Сухомлинский
Школьное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности.
Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.
Задачи:
- приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
- раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
- активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу,
- формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
- охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха);
- тематические выставки детского творчества;
- экскурсии на природу (красота Божьего мира).
Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом – ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством:
– чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость,жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Материнская любовь» корейская сказка.
– бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»
– заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;
– творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов;
– совместные мероприятия детей и мам.
Интеграция духовно-нравственного воспитания проходит в различные виды детской деятельности:
- игровую: проведение сюжетно-ролевых, дидактических, конструктивных, подвижных, народных игр.
В организации сюжетно-ролевых игр учитывается нравственная сторона ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив.
- продуктивную деятельность: изготовление поделок, рисунков для родных и именинников, к православным праздникам;
- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»).
Для работы с родителями используется консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, предлагается перечень литературных произведений для семейного чтения.
В целом, мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.