МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКА

03.08.2022

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКА

  1. Методы обучения — это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навы­ков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.
  2. Приём - это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений. Он не имеет своей самостоятельной учебной задачи.
  3. Система методов (приёмов) - это не простой их набор, а такая со­вокупность, в которой имеются внутренние связи между компо­нентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приёмов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приёмами) познания учащимися учебного ма­териала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятель­ного решения познавательных задач.
  4. Сущность метода заключается в организуемом способе познава­тельной деятельности ученика, в его активности, развитии позна­вательных сил и способностей.
  5. Классификация методов - это подразделение их на том или ином основании на конкретные группы, а также подгруппы.
  6. Классификационные признаки  группировки  методов:

- источник знаний;

- характер познавательной деятельности ученика;

- руководящая роль учителя;

- степень активности ученика;

- возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности школьника;

- условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

  1. Метод как  способ  учебной  работы:

- догматический приобретение знаний в готовом виде;

- эвристический — усвоение знаний и умений путём рассужде­нии, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании);

- исследовательский - добывание знаний и умений путём про­ведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путём самостоятельного нахождения исходных данных и прогнозиро­вания результатов работы.

Последние два подхода наиболее свойственны развивающему ти­пу обучения.

  1. Характеристика отдельных  групп  методов:
  • объяснительно-иллюстративные (объяснительно-рецептив­ные) методы отражают деятельность учителя и ученика, со­стоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными методами, с использованием демонстраций, а учащие­ся воспринимают, осмысливают и запоминают её. При необхо­димости воспроизводят полученные знания;
  • репродуктивные методы способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему уп­ражнений). При этом управленческая деятельность учителя со­стоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и дру­гих заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;
  • методы проблемного обучения:

- проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учаще­гося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показы­вает пути её решения, а учащиеся внимательно следят за хо­дом мысли учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказа­тельного поискового мышления;

- частично-поисковые или эвристические методы, используе­мые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению от­дельных шагов решения, отдельных этапов исследования;

- исследовательские методы- способы организации поиско­вой, творческой

 деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем. Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении;

  • методы организации учебно-познавательной деятельности:

- словесные, наглядные, практические;

- аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;

- репродуктивные, проблемно-поисковые;

- методы самостоятельной работы и работы под руковод­ством;

  • методы стимулирования и мотивации:

- методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

- методы стимулирования долга и ответственности (убежде­ния, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания);

  • методы контроля и самоконтроля:

- устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);

- письменного контроля и самоконтроля (контрольные пись­менные работы, письменные зачёты, программированный контроль, письменный самоконтроль);

- методы лабораторно-практического контроля и самоконтро­ля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабора­торной работы, лабораторно-практический самоконтроль);

  • методы самостоятельной познавательной деятельности уча­щихся:

- классификация самостоятельных работ по дидактической цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совер­шенствование усвоенных знаний и умений, выработка и со­вершенствование навыков);

- определение самостоятельных работ по изучаемому мате­риалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, рабо­та с книгой и т. п.);

- различение самостоятельных работ по характеру познава­тельной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творчес­кого подхода);

- деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, 

групповая, индивидуальная);

  • методы программированного обучения - особый вид самостоя­тельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом, сущностью которой является с точки зрения задач умственного развития учащихся - жёсткое управ­ление умственной деятельностью обучаемого. Программа при этом является дидактическим средством.
  1. Многообразие методов:
  • словесные методы:

- объяснение — это вид устного изложения, в котором раскры­ваются новые понятия, термины, устанавливаются причин­но-следственные связи и зависимости, закономерности, т. е. раскрывается логическая природа того или иного явления (прямое, непрямое, инструктивное);

- рассказ - это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный);

  • работа с печатным словом (книгой) — это метод, позволяю­щий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;

 

- изложение — это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при по­мощи этого метода учащимся передаются, сообщаются, предлагаются обобщённые научные знания, добытые чело­вечеством, демонстрируются образцы деятельности, а уче­ники должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;

- повествование - это вид изложения, в котором связно рас­сказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме или в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабу­лу;

  • описание - вид изложения, в котором даётся последователь­ное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;

- рассуждение - вид изложения, в котором дается последова­тельное развитие  положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;

-   проблемное изложение - это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умствен­ной), которая состоит в решении вопросов и проблем, по­ставленных учителем;

- беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. Ти­пы беседы: катехизическая (предполагает в ответах уча­щихся репродуктивную деятельность) и     эвристическая (предполагает продуктивную, творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся при диалоговом методе учения. Её основные признаки: учащиеся осознают цель беседы; в беседе все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность дога­даться или сделать самостоятельное заключение; в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются частные во­просы; после решения каждого вопроса задачи следует за­ключение учителя, подытоживающее результаты работы;

  • наблюдение - это непосредственное, целенаправленное вос­приятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков;
  • опыты - это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических и ис­следовательских умений, а также умений обращения с различ­ным оборудованием. Это важный, но очень сложный метод учения;
  • практические методы учения это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершен­ствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды само­стоятельных работ);
  • упражнения - это планомерно организованное повторное вы­полнение какого-либо действия с целью его освоения или со­вершенствования.
  1. Уровни принятия решений о выборе методов обучения:

1-ый - стереотипные решения: неизменное предпочтение опреде­лённому стереотипу применения методов обучения незави­симо от содержания материала, образовательно-воспитательно-развивающих задач урока и особенностей учащих­ся;

2-ый - решения методом проб и ошибок: попытки учителя менять выбор методов обучения с учётом конкретных условий, учебного материала, но он делает это стихийно, допуская просчёты и ошибки, избирает новый вариант и вновь без научного обоснования выбора;

3-ий   рациональные, оптимальные решения: учитель научно обосновывает все принимаемые решения, он сознательно выбирает методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учетом их подготовленности, обосновывает конкретными условиями и определенными трудностями учебного материала, прогнозирует получение конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников.

 

  1. Методы обучения являются инструментом развития учащихся если:

- способствуют вооружению школьников прочными знаниями, умениями, навыками, а также умениями переносить их в новые ситуации;

- формируют у учащихся потребность в новом знании;

- направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся;

- ориентируют мышление учащихся на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации;

- обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для форми­рования системы знаний и способов деятельности;

- содействуют овладению учащимися учебными умениями как инструментом познания;

  • создают оптимальные условия для активной мыслительной дея­тельности каждого ученика.

 

  1. Методы обучения на уроке должны соответствовать:

- задачам урока;

- характеру и содержания учебного материала;

- уровню знаний, умений и навыков учащихся;

- материальному обеспечению урока;

- личным качеством учителя, его подготовленности и уровню ме­тодического мастерства;

- индивидуальным особенностям, возможностям и подготовлен­ности учащихся;